Храм иконы Спаса Нерукотворного с. Русский Брод

Собор Всех Святых

День Святой Троицы – это День Рождения нашей Церкви. Первое воскресенье после Троицы посвящено памяти Всех Святых.

День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, таких как и мы с вами. Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь). В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

По­ня­тие свя­тость труд­но­опре­де­ли­мо, но свя­ты­ми име­ну­ют лю­дей, бо­лее дру­гих при­бли­зив­ших­ся к Бо­же­ствен­но­му ми­ру, хо­тя при этом они и со­хра­ня­ют есте­ствен­ные че­ло­ве­че­ские сла­бо­сти и недо­стат­ки. Но глав­ное в них – это энер­гия по­ис­ка и ши­ро­та взгля­да на мир, пре­об­ра­зо­ва­ние его сво­ей де­я­тель­но­стью и при­ме­ром. У каж­до­го из свя­тых был свой непо­вто­ри­мый путь и свое кон­крет­ное жиз­нен­ное по­при­ще, но все вме­сте они го­то­ви­ли тор­же­ство сво­бод­но­го, лич­ност­но­го ми­ро­вос­при­я­тия. Так со­зи­дал­ся мир, в ко­то­ром от­дель­ный че­ло­век (не пар­тия, не класс или «на­род­ная мас­са»!) име­ет ре­ша­ю­щую цен­ность в очах Бо­жи­их.

Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно – человек сотворен Богом по образу и подобию Божиему и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии. К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало примеров, когда святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди.

Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю мину жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай.

Мария Египетская – еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

икона

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. За ними последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Они практически наши современники, они жили обычной, нашей с вами жизнью. Они пример того, насколько близко от нас находится благодать Божия. Поэтому мы празднуем сегодня память тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрёл помазание благодати.

Тропарь Собору Всех Святых

глас 4

Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.

Кондак Собору Всех Святых

глас 8

Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.

По материалам сайтов Правмир и Азбука.

Посещения(199)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели